* » » Аскетизм

**

Аскетизм

Аскетизм

Аскетизм

религиозный (от греческого «аскет» упражняющийся) — предписываемый верующим различными церквами и сектами образ жизни, согласно которому надлежит подавлять чувственные вле-чения и умерщвлять плоть, чтобы добиться нравственного совершенства и мистического слияния с богом. Христианский аскетизм связан с догматом о первородном грехе, который не нужно искупать презрением к мирским благам и самоистязаниями тела «во спасение души», подготовки ее к «вечной жизни в царствии небесном».

Прослеженный исторической наукой со времен глубокой древности, аскетизм возник первоначально в суровых условиях борьбы людей со стихиями природы и служил в первобытной общине средством воспитания выносливости и мужества. У ряда народов, например у североамериканских индейцев, подростки для перехода в группу взрослых подвергались жестоким обрядам «инициаций» — физическим испытаниям (нанесение рубцов, выживание зуба и т. п.), а также изоляции, посту и т. д.

Наибольшего расцвета эти обычаи достигли в религиях Востока (джайонизм, брахманизм, буддизм). В Индии с I тысячелетия до н. э. аскетизм принимает крайне изуверские формы. Чтобы освободить душу (атман) от власти плоти, брахманы должны были часть жизни проводить в лесу, подвергая свое тело истязаниям; фанатики давали обеты никогда не опускать поднятую руку, отчего она усыхала, закапывались головой в землю, раскачива-лись на веревке над пылающим костром и т. п.

Черты аскетизма были присущи многим религиозным и философским течениям древней Греции и Рима, в частности стоикам. Это учение послужило одним из идейных источников первоначального христианства и зародившихся в его среде отшельничества и монашества. Возникавшие в период разложения Римской империи (I в.) раннехристианские общины, с их нищенским уровнем жизни и уравнительным распределением скудных благ, состоявшие из бывших рабов и колонов, бесправных, бессильных изменить свое положение, видели в аскетическом образе жизни путь к лучшему будущему, если не на земле, то хотя, бы в загробном мире.

С превращением христианства в господствующую религию (IV в.) отцы церкви возводят аскетизм в ранг догмата и важнейший принцип добродетели. В период средневековья католическая, а затем и православная церкви стали насаждать и освящать всякого рода мучеников, подвижников, юродивых и странников. Духовенство превозносило ношение вериг и власяницы, строгое соблюдение поста, обеты безбрачия; естественные страсти и влечения объявлялись блудом, чревоугодием, тщеславием и т. п.

В дальнейшем проповедь морального аскетизма получила широкое распространение в буржуазном обществе. Здесь она неизменно служила целью скрыть подлинное лицо эксплуататоров и отвлечь массы трудящихся — верующих от борьбы за реальное улучшение жизни. Лютеранская мораль и англиканский пуританизм, взращенные на почве капитализма, провозглашают благом скопидомство, скаредность, скряжничество. Вместе с тем, в современных империалистических государствах, особенно в США; культивируются и поощряются секты (иеговисты,пятидесятники и т. д.), которые ратуют за самое изощренное изуверство.

Идеал аскетизма в той или иной мере присущ любому вероучению. Все религии считают высочайшей добродетелью отрешение от мирской суеты, уход от общества, презрение к его интересам. В качестве нравственного образца, примера для подражания служители культов выставляют христианского монаха-отшельника, мусульманского дервиша, буддийского аскета, а также многочисленных святых, чудотворцев и т. п., которые стремились полностью отказаться от всякой деятельности и испытывали бессмысленные, бесполезные для людей страдания. и лишения. Религиозная этика, прославляющая акты самоистязания, длительные голодовки и нарекающая грехом всякое активное отношение к жизни, тем самым воспитывает верующих в духе индивидуализма, пассивного отношения к окружающему, воспевает слабость и убожество личности. Такой идеал находится в кричащем противоречии со всеми гуманистическими принципами нашего морального кодекса, провозглашающего борьбу за полный физический и духовный расцвет каждого человека.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь>
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Добавить

Комментарии

27 декабря 2017 20:00 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистический оттенок. Разве христианство не ратовало тоже против частной собственности, против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этого благотворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти, монастырскую жизнь и церковь? Христианский социализм — это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии.

27 декабря 2017 20:01 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься.
Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии.

27 декабря 2017 20:02 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей; а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя.
Эпикур. [Фратменты из сочинений и писем].

27 декабря 2017 20:02 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Мы встретим в разных уголках земного шара схимников, отшельников, факиров, фанатиков, которые, по-видимому, тщательнейшим образом изучили все способы самоистязания во имя существа, чья благость единодушно прославляется всеми его почитателями! Религия по существу своему — враг человеческих радостей и человеческого благоденствия.
...Что такое святой с точки зрения всех религий? Это человек, который молится, постится, занимается самоистязанием, бежит от мира; которому, как сове, хорошо только в полном одиночестве...
П. Гольбах. Здравый смысл.

27 декабря 2017 20:03 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
...Если предположить существование благодетельного бога, то невозможно действовать в направлении его целей, умерщвляя свою плоть, как отшельник, или отдавая себя на пытки и смерть, как мученик; ведь оба они оскорбляют божественную благость, думая, что ей приятно видеть отвратительное зрелище страдающего, несчастного человека.
П. Гольбах. Галерея святых.

27 декабря 2017 20:04 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Бог любит, чтобы его поклонники постом и молитвой доводили себя до изнеможденности. Толстые животы он выносит только у монахов. Миряне должны быть очень худы, если они хотят протиснуться в калитку рая.
Я. Гольбах. Карманное богословие.

27 декабря 2017 20:05 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Здоровая жизнь человека равно бежит от монастыря и от... бесполья инока, поставленного церковью выше брака...
А.И. Герцен. Раздумье по поводу затронутых вопросов.

27 декабря 2017 20:05 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
...Цель проповеди об аскетизме состоит в приучении несчастных и голодных к мысли, что они вечно должны быть голодны и должны радоваться тому, что такова их судьба...
Н. Г. Чернышевский. Сочинения и письма Н. В. Гоголя.

27 декабря 2017 20:06 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
«Религиозная мораль» проповедовала покорность, умерщвление плоти, уничтожение страстей. Она обещала вознаграждение в потустороннем мире всем тем, которые страдают здесь, на земле. Новая мораль реабилитировала плоть, восстановила страсти в их правах и сделала общество ответственным за несчастия его членов. Она желала, подобно Гейне, «уже здесь, на земле, построить царство небесное».
Г. В. Плеханов. Очерки по истории материализма.

27 декабря 2017 20:06 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
... Вкратце укажем на те прискорбные стороны христианского вероучения, которые совершенно несовместимы с мировоззрением новейшей эпохи, а своими практическими Последствиями приносят явный вред. Сюда относится презрение христианской морали к собственной личности, к телу, к природе, культуре, семье и женщине.
Э. Геккель. Мировые загадки.

27 декабря 2017 20:07 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Наряду с обрядами всяческого умерщвления плоти (аскетизма), сидением на гвоздях, глотанием скорпионов, обетами многолетнего молчания, здесь [в древней Индии] практиковались обычаи, рассчитанные на разжигание чувственности или проникнутые садистской жестокостью.
В.К. Никольский. Происхождение религии.

Популярные новости

Календарь новостей

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Ваше мнение

Оцените работу движка

Результаты