* » » 50 слов о вере и неверии

**

50 слов о вере и неверии

50 слов о вере и неверии

Говорят, что всякая мысль может стать совершенной, если она несет в себе зародыш истины. А истина, как известно, рождается в споре...
Вот уже много веков история неотвратимо сталкивает в острой полемике два миропонимания — религию и атеизм. Прокладывая широкую общественную колею во все области сознательной жизни, эта полемика неизменно превращала каждый новый факт в науке, искусстве, философии, политике в новый аргумент «за» или «против» и одновременно переоценивала прежние ценности. Постепенно непримиримое столкновение мнений естественно выделяло лучшее оружие критики. Из поколения в поколение передавалось по традиции и оттачивалось лишь то, что выдержало самое тяжелое испытание — временем.

Можно по-разному судить о результатах принципиального спора достоверного знания с мистикой и суеверием, выбирать любую из крайних точек зрения. Но нельзя отрицать того, что общепризнанными представителями науки и культуры высказано несчетное число безбожных мыслей, которые совершенны, по меньшей мере, в своей форме. Стоит припомнить лишь несколько имен из родословной атеизма, чтобы представить себе красоту мысли лучших последователей этого мировоззрения. Блистательные доводы, суждения, доказательства, обращенные против веры в сверхъестественное, принадлежат Мелье и Франсу, Марксу и Геккелю, Дарвину и Шоу, Пушкину, Плеханову, Ленину, Тимирязеву и многим иным великим мужам разума.

Высокие мысли о религии можно встретить не только у авторов-атеистов, но и у несхожих взглядами великих мыслителей, ученых, писателей. И здесь подчас неожиданно обнаруживаешь по смыслу антирелигиозное и по форме искусно отшлифованное слово — афоризм, четкий образ, яркое определение, энергичный диалог... Талант и истина в конечном счете нигде не разделимы. И на небосклоне мысли светятся немеркнущими звездами яркие безбожные изречения. Точно нацеленные, лаконичные и выразительные, они способны проникать в самые затемненные уголки сознания верующего, ясно озарять перед ним окружающие явления. Содержание этих изречений показывает нам, на чьей стороне правда в еще неоконченной борьбе науки и религии...

Нелегко даже бегло осмотреть все страницы необъятной книги истории атеизма. Еще труднее отыскать желанную мысль непременно в яркой форме. Да и как расположить собранное для внимательного обозрения? Первый сборник такого рода был задуман почти 200 лет назад. Талантливый французский публицист Сильвен Марешаль (1750—1803), просветитель и горячий поборник коммунистического идеала, решил собрать воедино и представить публике веские мнения об обществе без суеверий и предрассудков как разумной основе подлинно человеческой морали и деятельности. В 1800 году Марешаль издал последний вариант своего знаменитого «Словаря древних и новых атеистов», где авторы высказываний следуют друг за другом в алфавитном порядке, и каждому из них посвящен особый раздел.

Со времени Марешаля в судьбах атеизма свершились большие перемены. В середине XIX века на почве научной и политической жизни, освеженной революционными потоками, поднялось древо воинствующего материализма. Появились новые и переосмысливались старые книги, аргументы, традиций. Перед составителями атеистических сборников встала задача поиска неизведанного и строгого отбора уже знакомого материала. В нашей стране уже в советские годы были изданы два таких сборника: «Штурм неба» (1932) и «Мысли о религии» (1962). «50 слов о вере и неверии» — не обычный сборник статей антирелигиозных высказываний. Читатель найдет здесь не только изречения, но и небольшие статьи, которые служат как бы путеводителем по энциклопедии мыслей и афоризмов. В большинстве своем эти изречения в прежних сборниках не приводились.

Всего в статьях 50 слов-понятий, раскрывающих узловые пункты религии, основы ее морали, догматики и культа. Слова расположены по алфавиту и выделены в разделы. В каждом из них вводная статья иллюстрируется избранными суждениями и раздумьями ученых, писателей, общественных деятелей, бывших священнослужителей и т. п. Рядом даются названия их произведений. Эти статьи — итог работы, в основу которой легли публикации авторов-составителей в журнале «Наука и религия» за 1959—1964 гг. под рубрикой «Наша энциклопедия». Значительно дополненные и переработанные, эти публикации непосредственно адресуются и к непреклонному стороннику научного атеизма, и к тем, кто еще колеблется в выборе мировоззрения, и, наконец к тем, кто остается в заблуждении.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь>
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Добавить

Комментарии

24 декабря 2017 21:07 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
...Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.
К. Маркс. К критике гегелевской философии права.

24 декабря 2017 21:08 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
В. И. Ленин. Социализм и религия.

24 декабря 2017 21:09 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Люди... ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле.
Г. В. Плеханов. Евангелие от декаданса.

24 декабря 2017 21:10 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 2
Религия запрещает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний мешает им смотреть.
Д. Дидро. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек».

24 декабря 2017 21:11 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Религия — это слабость, которая чаще всего присоединяется к другим человеческим слабостям.
С. Марешаль. Словарь древних и новых атеистов.

24 декабря 2017 21:12 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам к счастью
А. С. Пушкин. Письмо П. Я, Чаадаеву (19 октября 1836 г.).

24 декабря 2017 21:13 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
...Упование на силы небесные мешает приводить в порядок дела земные.
Н. Я. Огарев. Разбор книги Корфа.

24 декабря 2017 21:13 Ellis Статус: Пользователь offline комментарий публикаций

  • Нравится
  • 0
Когда человек до дна испил горечь жизни, он обращается к божественной иллюзии,— вот где исходная точка всех религий
Э. Золя. Лурд.

Календарь новостей

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Ваше мнение

Оцените работу движка

Результаты